Дети и здоровье

Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом.

Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня.

Целью оздоровительной работы в дошкольном учреждении является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.

Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни.

Основные компоненты здорового образа жизни

1.Рациональный режим. Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.

При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни. От этого зависит здоровье и правильное развитие.

При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил:

  • Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании). Крепкий сон - залог гармоничного развития, один из важнейших элементов человека, а особенно ребёнка. Именно во сне происходит сложнейшая работа, в результате которой формируется мозг, развивается тело. Нужно постараться в максимальной степени соблюдать ритм сна и бодрствования.
  • Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
  • Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах.
  • Формирование культурно-гигиенических навыков.
  • Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
  • Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Рациональный режим должен быть стабильным и вместе с тем динамичным для постоянного обеспечения адаптации к изменяющимся условиям внешней социальной и биологической среды. Чем более этот режим будет исходить из особенностей «биоритмического портрета» ребенка, тем в лучших условиях окажутся его физиологические системы, что обязательно отразится на его здоровье и настроении.

2.Правильное питание. В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.

Основные принципы рационального питания:

  • Обеспечение баланса
  • Удовлетворение потребностей организма в основных питательных веществах, витаминах и минералах.
  • Соблюдение режима питания.

Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям. В связи с важностью такого компонента питания, как регулярность, в выходные и праздничные дни родителям над рекомендовать придерживаться того же распорядка приема пищи, что и в дошкольном учреждении.

3.Рациональная двигательная активность.Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка. Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка. 

Средства двигательной направленности

Физические упражнения;

• Физкультминутки;

• Эмоциональные разрядки;

• Гимнастика (оздоровительная после сна) ;

• Пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая;

• Подвижные и спортивные игры способствуют улучшению работы всех органов и организма в целом.

Двигательная культура дошкольников начинается с формирования структуры естественных движений и развития двигательных способностей, создания условий для творческого освоения детьми эталонов движения в различных ситуациях, формирования двигательного воображения, способности эмоционально переживать движения.

Основными условиями формирования двигательной культуры являются:

  • Воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий.
  • Развитие воображения при выполнении двигательных действий.
  • Включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры.
  • Создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта.

Воспитание двигательной культуры – процесс взаимонаправленный, для его успеха необходима организация целенаправленной системы воспитания и образования в детском саду и семье.

В процессе воспитания двигательной культуры ребенок приобретает знания, необходимые для сознательной двигательной деятельности, овладевает способами деятельности и опытом их реализации, а также происходит развитие творческой деятельности ребенка, его познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональной сферы. Как правило, в детском саду здоровый образ жизни реализуется в частности регулярными физическими нагрузками. Ежедневная зарядка, занятия физкультурой и танцами, подвижные игры на свежем воздухе являются обязательными практически в любом дошкольном учреждении. Не должны стать исключением и выходные дни.

Кроме активного развития костного скелета и мускулатуры рациональная физическая нагрузка учит дошкольника чувствовать свое тело и управлять им, к тому же движение активирует аппетит, улучшает обмен веществ и пищеварительные процессы, тренирует волю и характер, дает ребенку массу позитивных эмоций.

  4.Закаливание организма  

Закаливание способствует решению целого комплекса оздоровительных задач. Оно не только повышает устойчивость, но и способность к развитию компенсаторных функциональных возможностей организма, повышению его работоспособности. Для развития процесса закаливания организма необходимо повторное или длительное действие на организм того или иного метеорологического фактора: холода, тепла, атмосферного давления. Благодаря повторным действиям факторов закаливания, более прочнее развиваются условно рефлекторные связи. Если закаливание проводить систематически и планомерно, оно положительно влияет на организм ребенка: улучшается деятельность его систем и органов, увеличивается сопротивляемость к различным заболеваниям, и, в первую очередь, простудного характера, вырабатывается способность без вреда для здоровья переносить резкие колебания различных факторов внешней среды, повышается выносливость организма. 

5. Сохранение стабильного психоэмоционального состояния. .

Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка во многом зависит от среды, в которой он живет и воспитывается. Психическое здоровье является составным элементом здоровья и рассматривается как совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения ребенком социальных функций.

Поэтому необходимо создать условия, обеспечивающие психологическое здоровье дошкольника, обеспечивающее гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду.  

Касательно психологической обстановки в дошкольном возрасте значение имеют два аспекта: отношения в семье и обстановка в дошкольном учреждении. Отношения в семье являются основой психологического состояния ребенка: именно от них зависит, насколько ребенок уверен в своих силах, насколько он весел и любознателен, насколько открыт общению и готов к настоящей дружбе. Если ребенок знает, что дома его ждут любящие родители, которым можно поверить все свои тревоги и неудачи, от которых он получит новый заряд любви и тепла, ему по силам будет перенести многие неприятности и невзгоды.

Что же касается отношений в детском саду, то, как правило, любая конфликтная ситуация может быть решена. Сложности общения с конкретными детьми могут быть разрешены путем обращения к психологу и совместному с воспитателем планированию решения возникшей проблемы.

Для развития психологически полноценной личности следует использовать все возможные способы: творчество, в котором ребенок получает удовольствие от процесса создания чего-то нового и учится выражать свои чувства и эмоции; общение со сверстниками.

 6. Соблюдение правил личной гигиены

  Гигиенические мероприятия должны стать для дошкольника обычными и субъективно необходимыми – этого можно достичь регулярностью и возможно более ранним их введением.

 Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение, разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая её владельца. Сколько радости доставляет человеку, ощущение хорошо и слаженно работающего организма!

 Важно, чтобы малыш усвоил, что в его теле нет органов, отделов ненужных, некрасивых, что обо всех частях тела надо одинаково постоянно заботиться и в первую очередь содержать в чистоте. Нельзя заставлять свой организм долго ждать, если возникла потребность в уринизации, дефекации и т.д.

     Приучать ребёнка к гигиеническому индивидуализму: своя расчёска, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка.

     Подводить детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих.

     Обучение организовывать  не только на занятиях, но и в повседневной жизни, когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по этой проблеме.

Условия, необходимые для сохранения здоровья дошкольников

Охрана и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей для педагогов. В связи с этим необходимо организовать разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.

Реализация данного направления обеспечивается:

- направленностью воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование (как приоритетное направление в работе дошкольного учреждения);

- комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года;

- созданием оптимальных педагогических условий пребывания детей в ДОУ;

- формированием подходов к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства.

Задачи работы по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников

1.Формировать представления о том, что быть здоровым - хорошо, а болеть - плохо; о некоторых признаках здоровья

2.Воспитывать навыки здорового поведения

3.Любить двигаться 

4.Есть побольше овощей и фруктов

5.Мыть руки после каждого загрязнения

6.Быть доброжелательным

7.Больше бывать на свежем воздухе

8.Соблюдать режим.

9.Помочь овладеть устойчивыми навыками поведения

10.Развивать умение рассказывать о своем здоровье, о здоровье близких

11.Вырабатывать навыки правильной осанки

12.Обогащать знания детей о физкультурном движении в целом

13.Развивать художественный интерес.

Главными союзниками в нашей работе по формированию привычки к здоровому образу жизни у малышей являются родители.     И наша работа должна быть направлена на то, чтобы доказать что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей.

 Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитание к здоровому образу жизни формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.

свернуть

«Адаптация ребёнка в дошкольном учреждении»

Адаптация - это приспособление к изменяющимся условиям. А жизнь малыша, поступающего в детский сад, меняется очень резко. Непривычная еда, непривычные игры, отсутствие рядом мамы, постоянный контакт с другими детьми... Как же помочь ребенку пережить этот сложный период?

Проблема детского сада — хорошо это или плохо, отдавать ребенка или не отдавать — рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений.

Вне всякого сомнения, принятие решения родителями во многом определяется вышеупомянутым личным опытом. Тем не менее посещение детского сада имеет свои плюсы и минусы, определенные не с точки зрения конкретных мамы и папы, а с точки зрения науки, точнее, наук — педагогики, медицины, психологии, социологии.

Сразу же отметим, что с точки зрения науки в целом детский сад однозначно рассматривается как фактор положительный, абсолютно необходимый для полноценного воспитания. И с этим нельзя не согласиться, потому что человек с незапамятных времен — существо коллективное. Искусство общения с другими членами сообщества во многом определяет всю жизнь человека. Этому, несомненно, стоит учиться с детства — никакая семья, никакие няньки-гувернантки, никакие неработающие бабушки не в состоянии заменить детский сад.

Как надо готовить родителям ребенка к поступлению в детский сад

  • Не обсуждать при малыше волнующие Вас проблемы, связанные с детским садом. Настроить малыша как можно положительное к его поступлению в д/с.
  • Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров. Повысить роль закаливающих мероприятий.
  • Не отдавать малыша в детский сад в разгаре кризиса 3-х лет.
  • Заранее узнать все новые моменты в режиме дня в детском саду и ввести их в режим дня ребенка дома.
  • Как можно раньше познакомить малыша с детьми и воспитателями в детском саду, куда он скоро придет. Раскрыть малышу «секреты» возможных навыков общения с детьми и взрослыми людьми.
  • Учить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
  • Готовить ребенка к временной разлуке с Вами и дать понять ему, что это неизбежно только потому, что он уже большой. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
  • Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления в детсад.
  • Планировать свой отпуск так, чтобы не оставлять ребенка первое время на целый день в детском саду.
  • Все время объяснять ребенку, что он для Вас, как и прежде, дорог и любим.

Как надо вести себя родителям с ребенком, начавшим посещать детский сад:

  • Не оставлять его на целый день в детском саду, пораньше забирать домой.
  • Создать для него спокойный, бесконфликтный климат в семье, уменьшать нагрузку на нервную систему.
  • На время прекратить походы в цирк, театр, в гости.
  • Создать в выходные дни дома для него такой же режим, как и в детском саду.
  • Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за капризы.
  • При выражении невротических реакций оставить малыша на несколько дней дома, сразу обратиться к психологу и детскому врачу.

Как не надо вести себя родителям  с ребенком, начавшим посещать детский сад:

  • При ребенке плохо говорить о детском саде, конфликтовать с ним дома.
  • Угрожать ребенку детским садом как наказанием за детские грехи и непослушание, поздно забирать домой.
  • Мешать контактам малыша с детьми в группе.
  • Водить ребенка в многолюдные места, резко менять в выходные его режим дня.
свернуть

Закаливание детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст можно назвать одним из самых важных периодов в жизни ребенка, которой определяет его дальнейшее становление в плане физического здоровья. Тем белее, что именно в этот период дети чаще сталкиваются с различными инфекциями, в том числе и в результате поступления в организованные коллективы. Вот тут и начинаются обращения к педиатрам за той «волшебной таблеткой для поднятия иммунитета». Сразу надо отметить - иммунитет в аптеке не купить. Это работа каждый день, начиная с самого рождения, с целью повысить устойчивость организма к неблагоприятным факторам внешней среды. Поэтому работу нужно начинать с рождения. Сразу надо отметить, что иммунитет - это не только закаливание, это еще и обязательные профилактические осмотры у педиатра и врачей-специалистов, это и вакцинация, и наследственность. Но здесь остановимся на закаливании.

Одни и те же мероприятия не могут быть использованы одинаково у всех детей. Перед закаливающими процедурами необходимо определить состояние ребенка, его здоровье, индивидуальные особенности. Поэтому, даже для, казалось бы, таких простых на первый взгляд процедур, необходимы профилактические осмотры у педиатров, на которых будет определена группа здоровья ребенка, и родители с уверенности будут знать, что именно их ребенку в данный период возраста и будет полезно.

Если ваш ребенок по состоянию здоровья относится:

  1. к 1-ой группе здоровья, то ему показаны все формы закаливания и физические нагрузки;
  2. детям со 2-ой группой здоровья следует отдавать предпочтения закаливаниям воздухом, а при проведении водных процедур, их температура должна быть выше на 2 градуса, а физические нагрузки должны быть ограничены;
  3. детям с 3-ей группой здоровья должны проводиться только местные водные процедуры, а воздушные мероприятия должны быть умеренными.

Для ослабленных детей должен быть индивидуальный подход. И мнения, что ослабленным детям противопоказаны закаливания глубоко ошибочно. Наоборот, такие дети особенно нуждаются в них, и при индивидуальном подходе для них приемлемы все виды закаливания.

Все процедуры должны иметь:

  1. индивидуальный подход;
  2. постепенный переход от более слабых по нагрузке закаливающих процедур к более сильным (это касается продолжительности воздушной или солнечной ванны, снижения температуры воды при водных процедурах и др.);
  3. постоянство использования во все времена года и без перерывов;
  4. комплексное использование (солнечные лучи, воздух, вода, физические упражнения и т.д.);
  5. положительный эмоциональный фон у ребенка (они должны нравится ребенку).

Воздушные ванны

Воздушные ванны включают в себя сон на открытом воздухе или с открытой форточкой, но без резких порывов ветра. Начинать надо с температуры 22-24 градусов с постепенным снижением на 1 градус каждые 2-3 дня, постепенно доводя до 15 градусов. Продолжительность воздушной ванны начинается с 3-5 минут, с постепенным увеличением до 10-15 мин. Красными сигналами являются: покраснения и повышенное потоотделение при теплых воздушных ваннах, и озноб, и так называемая гусиная кожа при холодовых воздушных ваннах.

Закаливание водой

  1. умывание начинают с температурой воды 20-22 градусов постепенно снижая на 1-2 градуса;
  2. полоскание горла начинают с 28 градусов постепенно снижая температуру воды до 18;
  3. обливание стоп с 28 градусов со снижением температуры воды каждые 10 дней на 1-2 градуса, доводя температуру до 10 градусов. Продолжительность процедуры должна составлять 25-30 секунд;
  4. обливания туловища должны начинаться со спины, далее грудь, живот, верхние и нижние конечности, исключая область головы. Летом температура воды не ниже 28 градусов, а зимой не ниже 30 градусов. Постепенно снижая каждые 10 дней до 20-18 градусов;

 

Закаливание ослабленных и часто болеющих детей

Воздушные ванны зимой можно начать с хождения босиком в течении 3-5 минут в помещении с температурой 18-20 градусов, с постепенным увеличение продолжительности до 15-20 мин в день. А при закаливании водой отдавать предпочтения местным процедурам, но начинать с температуры 37 градусов с постепенным снижением на 1 градус каждые 4 дня. Так же можно приучать ребенка и пить холодную воду. Обливания ног так же надо начинать с более высоких температур, в сравнении со здоровыми детьми. При контрастных обливаниях начинать с 35 градусов (постепенно довести до 40 градусов). Затем прохладной с 24 градусов со снижением до 18 градусов.

Делайте закаливающие процедуры всей семьей. Гуляйте в любую погоду, в соответствующей для этой погоды одежде. Не прибегайте к крайностям. И выбирайте процедуры по душе именно вашему ребенку, в соответствии с его самочувствием и состоянием здоровья.

свернуть

Профилактика гриппа и ОРВИ

Острые респираторные вирусные инфекции
– наиболее частые заболевания у детей и иметь
представление о них очень важно для родителей.
При этих заболеваниях поражаются органы дыхания,
поэтому они и называются респираторными.
Виновниками острых респираторных вирусных
инфекций могут стать более трехсот разновидностей
вирусов и бактерий. Наиболее часто причиной заболеваний являются вирусы
гриппа, парагриппа, аденовирусы, риновирусы, респираторно-синцитиальные
вирусы. Наиболее часто «простудные» заболевания отмечаются у детей со
сниженным или ослабленным иммунитетом, а также у имеющих
многочисленные контакты в детских дошкольных учреждениях и школах.
Пути передачи инфекции: воздушно-капельный и бытовой (заражение
через предметы обихода, туалетные принадлежности, детские игрушки, белье,
посуду и т.д.). Вирус в воздухе сохраняет заражающую способность от 2 до 9
часов. Восприимчивость к инфекции высока и зависит от состояния
иммунитета человека. Возможно и повторное заболевание, что особенно часто
отмечается у ослабленных детей. Продолжительность болезни зависит от
тяжести заболевания, типа вируса, наличия или отсутствия осложнений.
Для гриппа характерно очень быстрое развитие клинических симптомов.
Температура тела достигает максимальных значений (39°С–40°С) уже в
первые 24–36 часов. Появляется головная боль, которая локализуется
преимущественно в лобно-височной области, боль при движении глазных
яблок, светобоязнь, боль в мышцах и суставах, нередко возникает тошнота
или рвота, может снижаться артериальное давление. Сухой болезненный
кашель, заложенность носа появляются, как правило, через несколько часов
от начала болезни. Типичным для гриппа является развитие трахеита,
сопровождающееся болезненным кашлем в области грудины.
Самая большая опасность, которую влечет за собой грипп, в том числе
все его штаммы — это возможные осложнения (обострение сердечных и
легочных заболеваний, иногда приводящие к смертельному исходу). У
ослабленных и часто болеющих детей возможно развитие воспаления легких.
Родители должны знать признаки, позволяющие заподозрить пневмонию у
ребенка. Температура выше 38 градусов более трех дней, кряхтящее дыхание,
учащенное дыхание, втяжение податливых мест грудной клетки при вдохе,
посинение губ и кожи, полный отказ от еды, беспокойство или сонливость -
это признаки, требующие повторного вызова врача.
Профилактика гриппа и ОРВИ
В период эпидемий (особенно при опасных разновидностях
гриппа) необходимо:
-соблюдать режим учебы и отдыха, не переутомляться, больше бывать на
свежем воздухе, спать достаточное время и полноценно питаться;
-делать утреннюю гимнастику и обтирание прохладной водой, заниматься
физкультурой;
-при заболевании родственников по возможности изолировать их в отдельную
комнату;
- тщательно мыть руки перед едой, по возвращении с улицы, а так же после
пользования общими предметами, если в семье есть заболевший (огромная
часть микробов передается через предметы общего пользования — перила
в транспорте, продукты в супермаркетах и, конечно, денежные банкноты);
-часто проветривать помещение и проводить влажную уборку, спать с
открытой форточкой, но избегать сквозняков;
-ограничить посещение многолюдных мест (театров, кино, супермаркетов)
и массовых мероприятий, где из-за большого скопления народа вирус очень
быстро распространяется;
-в период эпидемии промывать нос и полоскать горло рекомендуется не реже
2-3 раз в сутки
Вакцинация - наиболее эффективная мера борьбы с гриппом.
Введение в организм вакцины не может вызвать заболевание, но путем
выработки защитных антител стимулирует иммунную систему для борьбы с
инфекцией. Противогриппозные вакцины безопасны и обладают высокой
эффективностью с точки зрения профилактики гриппа и развития осложнений.
Вакцинация снижает частоту заболеваемости гриппом в среднем в 2 раза, у
привитых в случае их заболевания оно протекает легче и не приводит к
развитию осложнений.
Вакцины нового поколения разрешено применять как у взрослых, так и
у детей. Вакцины подтвердили свою высокую результативность и отличную
переносимость. Это особенно важно для детей с хроническими заболеваниями
органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, патологией центральной
нервной системы.
Прививку против гриппа лучше проводить осенью перед началом
гриппозного сезона, чтобы у человека выработался иммунитет. В среднем для
обеспечения надежной защиты от гриппа требуется 2-3 недели, а ослабленным
людям - 1 – 1,5 месяца.
Прививка, сделанная в прошлом году, не защитит от гриппа, так как
приобретенный иммунитет не продолжителен.
В настоящее время в России зарегистрированы и разрешены к
применению различные препараты живых и инактивированных гриппозных
вакцин.
Общие принципы лечения гриппа и ОРВИ
Необходимо отметить, что самолечение при гриппе недопустимо,
особенно для детей и лиц пожилого возраста. Предугадать течение гриппа
невозможно, а осложнения могут быть самыми различными. Только врач
может правильно оценить состояние больного. Поэтому необходимо сразу
вызвать врача.
Лекарственные препараты должен назначить врач. Какие
медикаменты нужны ребенку - решает врач в зависимости от состояния
организма. Выбор и назначение лекарств зависят также от признаков и
тяжести заболевания.
Режим больного должен соответствовать его состоянию - постельный в
тяжелых случаях, полупостельный при улучшении состояния и обычный -
через один-два дня после падения температуры. Температура в комнате
должна быть 20-21ºС, а во время сна - ниже; частое проветривание облегчает
дыхание, уменьшает насморк.
Не спешите снижать температуру, если она не превышает 38°С, так как
это своеобразная защитная реакция организма от микробов.
Питание не требует особой коррекции. Если ребенок не ест, не надо
настаивать - при улучшении состояния аппетит восстановится.
Питьевой режим имеет немаловажное значение. Больной теряет много
жидкости с потом, при дыхании, поэтому он должен много пить: чай, морсы,
овощные отвары. Растворы для приема внутрь, продающиеся в аптеках, лучше
давать пополам с чаем, соком, кипяченой водой.
Повторный вызов врача необходим в следующих ситуациях: сохранение
температуры выше 38°С в течение двух-трех дней после начала лечения,
усиление беспокойства или чрезмерной сонливости, появление рвоты и
нарушения сознания, появление признаков стеноза гортани или пневмонии.
Больной должен быть изолирован сроком на 7 дней, в домашних
условиях – в отдельной комнате.
Предметы обихода, посуду, а также полы протирать
дезинфицирующими средствами, обслуживание больного проводить в
марлевой повязке в 4-6 слоев.
ПАМЯТКА
для родителей по профилактике
ОРВИ и гриппа у детей
С целью обеспечения сезонной профилактики ОРВИ и гриппа необходимо проводить следующие мероприятия:
Обеспечение соблюдения правил личной гигиены, в том числе:
- соблюдение режима дня (достаточный сон, прогулки на свежем воздухе,
избегать физических и умственных перегрузок);
- избегать как переохлаждений, так и перегревания детей, особенно
младшего возраста;
- регулярно и тщательно мыть руки с мылом;
- использовать индивидуальные или одноразовые полотенца;
- во время кашля и чихания прикрывать рот и нос одноразовыми платками
Проведение регулярного проветривания и влажной уборки
помещения, в котором находится ребенок и квартиры в целом.
Проведение закаливающих мероприятий (обливание ног водой
комнатной температуры на ночь; для детей младшего возраста - пребывание
без одежды в условиях комнатной температуры при отсутствии сквозняков в
течение нескольких минут перед кормлением)
Проведение неспецифической профилактики простудных
заболеваний (с использованием препаратов арбидол, аскорбиновая кислота,
анаферон, и др. (в соответствии с инструкцией по применению, при
отсутствии противопоказаний)
ПРИ ПЕРВЫХ ПРИЗНАКАХ ЗАБОЛЕВАНИЯ:
- Изолировать ребенка от других детей (членов семьи)
- Вызвать врача
- Исключить пребывание ребенка в организованном коллективе
Памятка для детей по профилактике
гриппа и ОРВИ
Что я могу сделать для своей защиты от заражения
гриппом или ОРВИ?
Основной путь передачи вируса сезонного гриппа или ОРВИ – через
капли, выделяемые при разговоре, чихании или кашле. Вы можете
защититься от инфицирования, если будете избегать тесных контактов с
людьми с гриппоподобными симптомами (стараясь, по возможности,
держаться от них на расстоянии примерно 1 метр) и принимать следующие
меры:
избегать прикосновений к своему рту и носу;
регулярно и тщательно мыть руки с мылом или протирать их
спиртосодержащим средством для обработки рук (особенно, если вы
прикасаетесь ко рту и носу или к потенциально зараженным поверхностям);
избегать тесных контактов с людьми, которые могут быть больными;
по возможности, сократить время пребывания в местах скопления
людей;
регулярно проветривать помещения вашего жилого дома или квартиры
путем открывания окон;
вести здоровый образ жизни, в том числе спать достаточное
количество времени, правильно питаться и сохранять физическую
активность.
Что нужно знать об использовании масок?
Рекомендации ВОЗ.
Если вы не больны, нет необходимости надевать маску.
Если вы ухаживаете за больным человеком, вы можете надевать маску
при близких контактах с ним. После таких контактов необходимо
незамедлительно утилизировать маску и затем тщательно вымыть руки.
Если вы больны и должны отправиться в поездку или находиться
поблизости от других людей, прикройте свой рот и нос.
Правильное использование маски во всех ситуациях крайне важно, так
как неправильное использование масок действительно приводит к резкому
повышению вероятности распространения инфекции.
Что делать, если я думаю, что у меня грипп или ОРВИ?
Если вы чувствуете недомогание, у вас высокая температура, кашель
и/или боли в горле:
Оставайтесь дома и, по возможности, не ходите в школу или места
скопления народа.
Отдыхайте и пейте много жидкости.
При кашле и чихании прикрывайте рот и нос одноразовыми носовыми
платками, после чего избавляйтесь от них надлежащим образом.
Незамедлительно мойте руки водой с мылом или протирайте их
спиртосодержащей жидкости для рук;
Если при кашле или чихании у Вас нет рядом одноразового носового
платка, как можно больше прикройте рот, согнув руку в локте и приложив ее
ко рту;
Когда вокруг Вас люди, используйте маску, чтобы сдержать
распространение воздушно-капельных выделений, при этом важно
использовать маску правильно;
· Сообщите семье и друзьям о Вашей болезни и старайтесь
избегать контактов с другими людьми;
· По возможности, свяжитесь с медицинским работником, прежде
чем отправиться в больницу, чтобы выяснить, требуется ли Вам медицинское
обследование.
Когда следует обращаться за медицинской помощью?
Необходимо обращаться за медицинской помощью, если вы
испытываете одышку или затрудненное дыхание, или если высокая
температура не спадает в течение более чем 3 дней.
Должен ли я идти на школу, если у меня грипп и ОРВИ, но
я чувствую себя хорошо?
НЕТ. Независимо оттого, что у Вас ОРВИ или сезонный грипп, Вам
следует оставаться дома и не ходить в школу до тех пор, пока сохраняются
симптомы заболевания. Эта мера предосторожности поможет защитить
Ваших друзей и окружающих.
Могу ли я совершать поездки?
Если Вы неважно себя чувствуете или у вас имеются симптомы
гриппа или ОРВИ, Вы не должны совершать поездки. Если у вас есть какиелибо сомнения в отношении состояния Вашего здоровья, Вам следует
обратиться к вашему участковому врачу.
ГРИПП
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Грипп, вызываемый постоянно изменяющимся вирусом, протекает как
респираторное заболевание, передается от человека к человеку
преимущественно воздушно-капельным путем, а также через руки, которыми
мы прикрываем нос и рот вовремя чихания и кашля.
Большинство людей в мире, инфицированных этим вирусом,
переболевают в лёгкой и средне-тяжелой форме, однако были отмечены и
тяжелые случаи заболевания с летальным исходом.
Каковы симптомы заболевания?
Симптомы гриппа: повышенная температура, кашель, боль в горле,
ломота в теле, головная боль, озноб и усталость, изредка - рвота и понос.
Особенности течения гриппа
У взрослых болезнь, как правило, начинается внезапно с резкого
повышения температуры, головной боли, мышечных и суставных болей.
У детей грипп протекает по-разному: одни становятся вялыми, много
спят, другие - беспокойными, раздражительными, температура повышается
до 37 - 38 градусов, отмечается затрудненное дыхание.
У детей до 5 лет вероятность развития тяжелого заболевания, в том
числе пневмонии, выше, чем у детей старшего возраста.
Существует тенденция развития более тяжелой степени гриппа у детей
с хроническими заболеваниями.
Вирус гриппа заразен!
Известно, что больной гриппом может быть заразным, начиная с 1 дня
до появления первых симптомов заболевания и до 7 дней после начала
заболевания.
Чтобы воспрепятствовать распространению вируса гриппа,
необходимо:
- Сделать прививку против гриппа, так как вакцина является наиболее
эффективным средством профилактики.
- Проводить влажную уборку помещений с применением
дезинфицирующих средств.
- Регулярно проветривать помещение.
- Научить детей часто мыть руки с мылом в течение 20 секунд. Родители
тоже должны выполнять эту процедуру, что послужит хорошим примером
для детей.
- Научить детей кашлять и чихать в салфетку или руку. Родители тоже
должны выполнять эту процедуру, что послужит хорошим примером для
детей. Научить детей не подходить к больным ближе, чем на полтора - два
метра.
- Заболевшие дети должны оставаться дома (не посещать дошкольные и
образовательные учреждения).
- Воздержаться от посещения мест скопления людей.
Соблюдайте правила борьбы с вирусом гриппа, требуйте выполнения
их окружающими. Этим Вы будете содействовать быстрейшей ликвидации
вспышки гриппа!
ПОМНИТЕ! Самое эффективное средство против вируса гриппа -
это вакцинация!
Только вакцинация поможет избежать тяжелого течения
заболевания и летального - исхода.
Сделать прививку против гриппа можно в поликлиниках по месту
жительства.
Муниципальное учреждение здравоохранения
«Центр медицинской профилактики»
Профилактика ОРВИ и гриппа
Грипп — острое инфекционное заболевание верхних дыхательных
путей, легко и быстро передающееся от больного человека здоровому.
Единственным источником гриппозной инфекции служит больной
человек.
Возбудители гриппа - вирусы (типа А, В, С), мельчайшие
микроорганизмы — при кашле, чихания, разговоре с мельчайшими
капельками слизи попадают в воздух, оседают на поп, стены и окружающие
предметы, поэтому грипп относится к воздушно-капельным инфекциям.
Восприимчивость к гриппу всеобщая, может заболеть любой человек
любого возраста, но наиболее тяжелое течение заболевания наблюдается у
детей, лиц пожилого возраста, больных, страдающих хроническими
заболеваниями (бронхиальная астма, хронический бронхит и др.)
ГРИПП начинается внезапным общим недомоганием, головной
болью, ломотой во всем теле, ознобом, повышением температуры до 39-40
градусов, потливостью, возможны головокружения, носовые
кровотечения.
Кашель и насморк бывают не всегда. Грипп – только на первый взгляд
безобидное заболевание. Он опасен осложнениями, чаще всего такими, как
бронхит, пневмония, поражение сердца, почек. Не занимайтесь самолечением,
не увлекайтесь антибиотиками: они не защищают от гриппа и не излечивают
от него.
Принимайте лекарственные средства только по назначению
медицинских работников и выполняйте все их советы.
ПОМНИТЕ!
Грипп - очень заразное заболевание.
При первых признаках гриппа больного необходимо немедленно
уложить и постель и вызвать медицинского работника на дом. Помещение, где
находится больной, следует часто проветривать, тщательно убирать, мыть пол
и обтирать мебель водой с добавлением дезинфицирующих средств.
При кашле и чихании больной должен закрывать рот и нос платком, а
окружающие здоровые люди - носить марлевые маски, которые необходимо
менять не реже двух раз в день.
Больному необходимо выделить отдельное белье, посуду, полотенце.
Белье, полотенце, носовые платки, маски после употребления следует
кипятить, а затем стирать. Посуду обрабатывать кипятком.
Самое эффективное средство защиты против гриппа это
вакцинация. Современные вакцины эффективны, так как изменяются каждый
год и защищают от трех типов вируса сразу. Вакцинация не только защищает
Вас, но и воспрепятствует распространению гриппа.
Соблюдайте правила борьбы с гриппом, требуйте выполнения их
окружающими.
Этим Вы будете содействовать быстрейшей ликвидации вспышки
гриппа!

свернуть

Врачи рекомендуют

Для ответа на этот вопрос рассмотрим основные преимущества и возможные риски от вакцинации детей против COVID-19.

Преимущества вакцинации детей:

  • Одним из ключевых аргументов в пользу вакцинации здоровых детей, помимо предотвращения развития острого заболевания, является защита их от поздних осложнений, таких как мультисистемный воспалительный синдром у детей (иммуноопосредованное заболевание, которое возникает через 2–6 недель после заражения) и постковидный синдром (гетерогенная группа состояний, для которых характерно длительное сохранение симптомов после перенесенной инфекции).
  • Также следует учитывать факторы на уровне государства, такие как сокращение передачи инфекции среди населения, а также предотвращение введения карантина, закрытия школ и других мер изоляции, а также многократного тестирования.
  • Прививки против COVID-19 защитят не только детей, но и членов семьи, с которыми они контактируют. Существует такая эффективная стратегия защиты близких, как «кокон-вакцинация» — это создание протекции своей семьи коллективным иммунитетом. Например, в семье есть маленький ребенок младше 5 лет, и он, соответственно, не может быть привит. Как его защитить? Решение простое — защитить собой! Если все члены семьи привиты — малыши находятся в безопасности, и в быту у них низкий риск инфицирования. Это главная особенность вакцинации детей, которая принесет пользу не только детям, но и взрослым. Особенно это касается семей, где с детьми часто контактируют бабушки и дедушки или кто-то имеет высокий риск развития тяжелого течения заболевания и неблагоприятного исхода.
  • Вакцины помогут быстрее справиться с пандемией. Хоть и установлено, что привитые могут заражаться (и заражать других), но у вакцинированных это происходит реже.
  • Вакцинация снижает риск тяжелого течения болезни. Главным образом это касается детей с хроническими заболеваниями и пороками развития. Для таких пациентов риск тяжелого течения COVID-19 несоизмеримо выше, чем вероятность побочных реакций от вакцинации. Поэтому во всех странах, где прививают несовершеннолетних, таким детям настоятельно рекомендуют пройти вакцинацию.
  • Вакцинация может стать обязательным требованием для детей при поездках за границу.

Что касается недостатков вакцинации детей против COVID-19, то в первую очередь это отсутствие 100%-й гарантии защищенности. Ни одна вакцина в мире не может гарантировать защиту от инфицирования.

Из минусов вакцинации также стоит отметить побочные эффекты. Как правило, это болезненность и отек в месте укола, редко – повышение температуры, боль в мышцах и суставах, слабость, которые длятся от нескольких часов до нескольких дней и не требуют дополнительного лечения.

Поэтому ответ на вопрос, нужно ли прививать детей от коронавируса, прост: детей нужно прививать, чтобы снизить как их собственные риски заболевания, так и риски тех, кто с ними контактирует. В каждом конкретном случае родителям нужно самим принимать взвешенное решение, воспринимая вакцинацию как возможность, а не повинность.

свернуть