Советы дефектолога
Кто такой дефектолог? И чем он занимается?
Кто такой дефектолог? И чем он занимается?
Логопед (учитель-дефектолог) — коррекционный педагог, занимающийся устранением речевых нарушений у детей и взрослых. Логопед не только «ставит» звуки. В задачи логопеда входят расширение и обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи и обучение грамоте, исправление грамматических ошибок.
Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли. Но, к сожалению, иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. В этом случае поможет логопед.
В каких случаях родителям следует обратиться к логопеду:
Имеются нарушения звукопроизношения: речь ребенка неразборчива и непонятна, ребенок неправильно произносит звук, до подросткового возраста сохранилось неправильное звукопроизношение.
Речевые нарушения, с которыми чаще всего (не всегда и не только с этими нарушениями!) работает логопед на ПКПП = Диагнозы, которые ставит ЦКРОиР в заключении после обследования):
Дислалия - у ребенка нормальный слух, достаточный словарный запас, он правильно строит предложения, не допуская грамматических ошибок, но при этом произносит звуки по-детски, как маленький. При дислалии звуки могут искажаться, заменяться на другие, смешиваться или просто отсутствовать. При своевременной логопедической помощи, дислалия быстро и безвозвратно компенсируется у детей.
Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата, расстройство артикуляции. Оно возникает, когда скорость, сила и объем движений органов речи ограничены. Прежде всего, ограничен в движениях основной орган артикуляции – язык. Затруднено движение и других частей речевого аппарата (губ, неба, голосовых связок, диафрагмы). Речь дизартрика невнятна, непонятна для окружающих, «каша во рту».
Общее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей при нормальном слухе и интеллекте нарушено формирование ВСЕХ компонентов речевой системы (речевая функция неполноценна целиком – фонематическая, лексическая (словарный запас), грамматическая (правила словообразования и словоизменения, правила связи слов в предложениях)).
Заикание - традиционно определяется как нарушение темпа, ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. При заикании органы артикуляции движутся со сбоями, дыхание становится напряженным, коротким, часто заикающиеся говорят на вдохе, голос также напряжен. Отсутствует согласованность в работе артикуляции, дыхания и голоса. Основной симптом заикания – судороги мышц речевого аппарата.
Современные родители стараются максимально занять своего ребенка спортом, музыкой, иностранными языками, часто игнорируя то, что малыш с трудом произносит некоторые звуки даже родной речи. Многие считают, что с возрастом это пройдет. Занятия у логопеда необходимо начинать как можно раньше, поскольку исправлять подобные нарушения с возрастом становится все сложнее. Поэтому, если в расписании вашего ребенка появятся логопедические занятия, к ним надо относится так же серьезно, как и к основным.
Нужна ли вашему ребёнку помощь у учителя-дефектолога?
Проблема обращения к такому специалисту, как учитель-дефектолог, встает перед каждой мамой с малышом 2-6 лет – в период активного становления его речи.
К специалисту нужно обратиться, если…
Начиная с 7-8 месяцев кроха не понимает обращённую к нему речь: не реагирует на своё имя, не поворачивает голову в ответ на вопросы: «Где мама? Папа?»
В 1 год малыш не произносит 8-10 слов типа «кис-кис», «ням».
Отоларинголог установил снижение слуха.
Невролог выявил отклонения в тонусе мышц.
Хирург посоветовал подрезать укороченную подъязычную уздечку – при открытом рте кончик языка не дотягивается до нёба.
Имеется расщелина нёба, губы («заячья губа», «волчья пасть»).
Стоматолог выявил аномалии зубочелюстной системы: верхняя или нижняя челюсть излишне выдвинута вперёд или западает, неправильный рост зубов.
В 2 года ребёнок не разговаривает.
В 2,5 года нет элементарной фразовой речи – в общении со взрослыми малыш не объединяет 2-3 слова. Например, «дай пи» (дай пить), «папа би» (папа уехал).
К 3 годам неправильно воспроизводит простые ритмы типа «тук-тук, тук-тук».
В 3 года у ребёнка сохраняется повышенное слюноотделение – во время говорения текут слюни, а малыш их не сглатывает.
К 3 годам не может выполнить простые движения органами артикуляции. Например, высунуть язык или удержать губы в улыбке 5 секунд.
После 3 лет продолжает упрощать большинство слов. Например, вместо слова «телефон» – «афон».
После 3 лет малыш не употребляет наиболее простые грамматические конструкции (число, род, падеж…).
К 3,5 годам не различает на слух похожие по звучанию звуки, слоги и слова. Например: бочка – почка, крыша – крыса.
Ребёнок просовывает язык между зубами.
Не интересуется окружающим, не задаёт вопросы.
Ребёнок говорит «в нос», гнусаво.
Говорит неэмоционально, монотонно, невыразительно.
Если в 4 года у ребенка очень скудный словарный запас (в норме — около 2000 слов), он не может запомнить четверостишье, а также совсем не рассказывает собственных историй (при этом ошибки в предложениях, проблемы со «сложными» звуками – норма);
В 4,5 года не сформирована звуковая сторона речи – не выговаривает звуки или произносит их неверно.
Малыш «захлёбывается» речью, торопится высказать свои мысли.
Выдоха не хватает на фразу, добирает воздух посреди слова.
Если в 5-6 лет все еще есть проблемы со звукопроизношением, в т.ч. с сонорными согласными (звуками «р» и «л»), ребенок не способен описать своими словами сюжет на картинке, или допускает грубые ошибки при построении предложений (при этом допускаются ошибки в сложных предложениях, небольшая непоследовательность в повествовании).
Помощь учителя-дефектолога также необходима в том случае, если с началом школьного обучения появились сложности с чтением и письмом.
Все это может быть поводом получить совет у такого специалиста, как учитель-дефектолог в детском саду, школе или в поликлинике.
Учитель-дефектолог поможет:
скорректировать произношение. В частности, логопед исправит проблемы с так называемыми «вибрантами» – твердой и мягкой «р» – одного из самых распространенных нарушений речи, сохраняющегося и во взрослом возрасте. Кроме того, логопед увидит и предупредит и другие нарушения, например, баттаризм (нечеткость произношения, «проглатывание» слов), заикание и другие;
подготовить ребенка к школе, в частности, к освоению грамоты и чтению. Учитель-дефектолог в детском саду не только должен проконтролировать общую речевую подготовку малыша, но и предупредить, если будет такая необходимость, нарушения типа дислексии (неспособность к чтению) или дисграфии (неспособность к письму).м
Развитие связной речи в семье
Развиваем речь в процессе гражданско-патриотического воспитания
Гражданско-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. Таким же сложным процессом является и развитие речи. Разница лишь в том, что формирование и развитие речи заложено «биологически», это естественный процесс. А нравственное воспитание – это приобретенный фактор, который закладывается педагогом и родителями.
Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные представления о Родине, стране, народе, обычаях, истории, культуре.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - маме, папе, бабушке, дедушке. Эти корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Развитие речевой активности может проходить не только на специально подготовленных занятиях, но и в других режимных моментах, на протяжении всего времени пребывания дошкольника в детском саду.
В течении дня, общаясь с ребёнком, можно поиграть в такие игры как:
Ама –ама-ама – у меня есть мама;
Апа-апа-апа– мой любимый папа;
Аша-аша-аша – Родина наша.
Родина у нас одна,
Очень сильная …(она).
Защищает нас … (она).
Ежедневно прибывая в познавательной, грамотно оформленной развивающей среде, ребенок обогащает свою речь.
С детьми можно провести такие дидактические игры как:
- Найди флаг Беларуси;
- Узнай герб Беларуси;
-Назови цвета флага;
- Чей костюм и др. игры.
Составьте вместе с ребенком рассказы «Город, в котором я живу», «Моя семья», «Мой путь от дома до садика», «Путешествие посылки или письма», «Герб нашего города», «Самое любимое место в городе» и т.п.
Поиграть в такие дидактические игры:
- «Узнай, где это находится?»;
- «Угадай, что это?»;
- «На картинку посмотри, ее верно назови» и т.д.
«Слова-друзья» или «Скажи по-другому». Цель - знакомить детей со словами – синонимами типа: страна – государство; Родина - Отчизна, Отечество; Беларусь – белая Русь; воин - солдат, боец, защитники т.п.
«Слова - наоборот» - на подбор антонимов, например:Родина - чужбина; враг - друг, плен – воля, смелый – трусливый, правда - ложь и т.п.
«Образуй новое слово»: город – городской, городок, пригород, горожане, городничий, городишко, городище; Родина – родной, род, родственник, родители и т.п, площадь рядом с вокзалом – привокзальная площадь. Семья, в которой много детей - многодетная семья. И т.п.
«Подбери признак»: защитник Отечества (какой?) – смелый, храбрый…мама какая?- добрая, любимая и т.д.
«Кому что нужно для работы?» (рассказать о профессия и что они используют в работе)
Хорошо активизируют мыслительную деятельность и словарь детей проблемные вопросы, например:
- Как сделать город (село) красивым? Что бы ты сделал, чтобы наш город стал лучше?
- Почему так называют: улицы – Советская, Московская и т.д. Спросите, на какой улице мы живем.
Уважаемые родители! Рассказывайте своему ребенку о родном городе, стране, улице, доме, просто гуляя по улице или по дороге в детский сад! Воспитывайте любовь к родному месту, краю, природе, тем самым расширяя его кругозор и развивая речь.
Успехов!